(4832) 64-40-12

avanta5@rambler.ru

Губонин П.И.

Губонин Петр Ионович (1825-1894), предприниматель, общественный деятель. Родился в д. Борисово Коломенского у. Московской губ. Из крепостных крестьян-старообрядцев помещика Д.Г. Бибикова, почетный гражданин (1868), дворянин (1872), действительный статский советник (1875), тайный советник (1885). Землевладелец (ок. 36 тыс. дес. в разных губерниях Европейской России). Унаследовал от отца две каменоломни: в с. Лыткарино Бронницкого у. и с. Котельники Московского у. Московской губ. Разбогател на подрядных работах, в т.ч. на строительстве Московско-Брестского шоссе (1848). В 1858 получил от помещика вольную, записался в Москве в купцы 3-й гильдии. Один из активных учредителей акционерных железнодорожных обществ в к. 1860-х — 1-й пол. 1870-х. Начал в 1864 с подряда на постройку каменных мостов на казенной Московско-Курской железной дороге, в 1866 вместе с инженером Т.Л. Садовским и генерал-майором А.Б. Казаковым получил подряд от Орловского земства на строительство Орловско-Витебской железной дороги (завершена в 1868). При его участии на условиях концессии построены Грязе-Царицынская (1871), Лозово-Севастопольская (1875), Уральская горнозаводская (Пермь — Екатеринбург, 1878) и др. железные дороги. Губонин входил в число директоров правлений ряда железнодорожных обществ, в т.ч. обществ Оренбургской, Уральской и Фастовской железной дороги. Был учредителем и строителем Петербургской (совместно с С.Д. Башмаковым) и Московской конно-железных дорог. Совместно с В.А. Кокоревым учредил Волжско-Камский банк (1870), «Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов» (1872), Бакинское нефтяное общество (1873), Пермское товарищество по торговле солью (1873). Участвовал в учреждении Русского общества механических и горных заводов (владело Невским судостроительным и механическим заводом в Петербурге), Коломенского машиностроительного завода акционерного общества, Брянского завода акционерного общества (совместно с В.Ф. Голубевым и В.Н. Тенишевым), товарищества «Нефть». В результате активной предпринимательской деятельности нажил многомиллионное состояние. В к. 1870-х стал терпеть убытки, в т.ч. по строительству Уральской железной дороги (св. 5 млн руб.). Пользовался значительной государственной поддержкой. Владел лесопильными заводами в Орловской и Смоленской губ., солеваренным и солемольным производством в Царицыне, угольными копями на Юге России. Приобрел имение Гурзуф в Крыму, превратив его в курорт и центр местного виноделия.

 

Состоял присяжным попечителем Московского коммерческого суда, казначеем 1-го арбатского отделения Попечительства о бедных в Москве и почетным членом его совета, выборным от Московского купеческого общества, гласным Московской городской думы, членом и жертвователем Общества попечения о раненых и больных воинах. В 1869 передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Совместно с Х.Х. Мейном основал Комиссаровское техническое училище в Москве, являлся его пожизненным почетным попечителем. Был в числе организаторов Политехнической выставки 1872 в Москве (в том же году получил дворянство за пожертвования и устройство выставки и участие в организации ее железнодорожного отдела), а также Всероссийской художественной промышленной выставки 1882 в Москве, участвовал в финансировании строительства здания Политехнического музея в Москве. Принимал участие в строительстве Херсонского храма близ Севастополя и Храма Христа Спасителя в Москве, реконструкции Петропавловского собора в Петербурге. На свои средства построил и реконструировал церковь Параскевы Пятницы, а также церкви при Комиссаровском училище и Успения Богородицы в Гурзуфе. В 1876 два сына Губонина (Сергей и Николай Петровичи) возведены в дворянство. В 1878 Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине». По воспоминаниям С.Ю. Витте, Губонин представлял собой «русского простого мужика с большим здравым смыслом».

 

Знаменитый российский строитель железных дорог, промышленник и благотворитель Пётр Ионович Губонин (1825-1894) был выходцем из крепостных крестьян. С детства, проявив недюжинные таланты в организации строительного производства, он прошёл блистательный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX века. Созданные им железные дороги и заводы и в наше время успешно работают на благо России и стран ближнего зарубежья. Даже краткий рассказ о свершениях П.И.Губонина занял бы очень много места. Но существенная часть его деятельности нередко выпадает из поля зрения пишущих о нём. Это его неустанные труды на благо русской православной церкви. За свою долгую жизнь он сам построил немало церквей, а количество храмов и соборов в строительстве, ремонте и реконструкции которых он участвовал, не поддаётся учёту. Везде, где Губонин строил железные дороги, заводы, шахты, он строил и храмы Божьи. Об этой стороне деятельности Петра Ионовича и хотелось бы кратко рассказать читателям

 

Одним из первых известных деяний во славу Божию стало участие Петра Ионовича в завершении строительства Исаакиевского (во имя Исаакия Долматского) собора в Санкт-Петербурге, который был освящён в 1858 году. Молодой промышленник поставил гранит для облицовки цоколя. В этот год он выкупился из крепостной зависимости у помещика Бибикова, записался в третью гильдию московского купечества и получил первое широкое признание общественности.

 

 

 

Значительную часть своих доходов Пётр Ионович и его сыновья тратили на помощь сирым, больным, обездоленным, увечным. Строили школы, училища, музеи. Устраивали промышленные выставки, заботились о развитии науки и культуры. Так, в немалой степени на деньги Губонина была построена первая очередь Политехнического музея. Губонин с сыновьями оказывали большую помощь великому драматургу А.Н.Островскому в его попытках создать в Москве общедоступный русский драматический театр. Но особой заботой всё-таки были церкви.

 

Многим и многим храмам России помогал Пётр Ионович. Поэтому не случайно, что панихиды в память о нём служили во многих церквах и соборах. Как это было, например, в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря. Сей величественный храм был освящён незадолго до кончины Петра Ионовича. А сам Губонин заложил первый камень в основание 77-метрового собора. Конечно, одним камешком не обошлось.

 

Одним из множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах на голом месте Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы и прочую продукцию из металла. Даже броню для броненосца «Князь Потёмкин Таврический». Завод был построен на месте заболоченного леса. Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем стало именоваться Бежица, в советское время называлось Орджоникидзеград. Сейчас это крупнейший район Брянска — Бежицкий, который в этом году будет отмечать своё 140-летие. На территории завода кроме цехов и других необходимых заведений было и много чего другого. Например: больница из пяти павильонов на 75 кроватей с аптекой и амбулаторией, мужская школа на 400 человек, женская на 170 человек, церковно-приходская на 125 человек, ремесленное училище на 100 человек, два парка, пруд, птицеферма, народная столовая на 500 человек, заводской продовольственный магазин с паровой мельницей и бойней, детский сад на 60 детей. Когда двух школ не стало хватать, открыли третью, платную, для детей более зажиточных работников завода. Годовая стоимость обучения составляла 6 рублей с ученика. Были и 300 усадеб с огородами, коровниками, ледниками. Служащих завода с чадами и домочадцами было около 15 тысяч. Конечно, в социальную сферу немало сил вкладывала Мария Клавдиевна Тенишева, супруга совладельца завода князя В.Н.Тенишева. Но вряд ли её труды шли вразрез с политикой Губонина. Когда же читаешь, что эксплуатация рабочих на Брянском машиностроительном заводе Губонина бала самой бессовестной, то трудно понять, почему страну сотрясали революции. Ведь на других заводах, надо понимать, было ещё лучше. Какое современное предприятие может сейчас похвастать такой «социалкой»? Были на территории завода и две церкви вместимостью на 4000 человек. Вероятно для одной из них, церкви Преображения Господня, в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас.

 

Немало средств тратил Губонин и на развитие образования, от начального до высшего. Им созданы технические училища в Москве, Коломне, Борисоглебске. Построено здание духовной семинарии в Твери. Несть числа стипендий, учреждённых Петром Ионовичем. Особыми заботами он окружал Императорское московское техническое училище. Училищем оно только называлось, а было одним из крупнейших ВУЗов страны, известное затем как МВТУ им. Баумана. Губонин был Почётным членом Совета училища, много помогал материально, особенно в устройстве институтской церкви Марии Магдалины, пострадавшей при пожаре. Не только сейчас, но и в советское время, в училище с почтением относились к памяти великого благотворителя.